Главная » История » История сибирских трактов

История сибирских трактов

Коньшин Анатолий Евдокимович — профессор, доктор исторических наук

Сибирские земли интересовали Москву с давних времён. Однако главным препятствием являлись Уральские горы. Долгое время шёл поиск перехода через горы. Наиболее доступными они были на севере, в тундре. Мы располагаем данными, что торговля европейскими и сибирскими народами существовала уже в IX — X веках. По всей вероятности сообщение осуществлялось по Северной Печорской дороге, по сложным малодоступным болотистым местам и торговля осуществлялась обычно в зимний период. Это не устраивало московские власти, купцов. Встал вопрос о более короткой и более надёжной дороге через Уральские горы.

Дороги Сибири

Дороги Сибири

В 1472 году московский великий князь Иван III Васильевич захватил Пермь Великую, и открылась возможность искать дорогу в Сибирь через Средний Урал. Дорога по европейской части Руси обычно пролегала через Ярославль — Тотьму — Устюг — Кайгород — Юксеево — Коса — Селище — Соликамск. Далее на север на Чердынь, столицу Перми Великой. От Чердыни на север — по долинам рек Вишера, Веслуй, Почмога, а оттуда через водораздел на реку Тальтию и вниз по рекам Ивдель, Лозьва, Тавда, Тобол. В 1590 г на этой дороге был основан Лозьвинский городок — первый русский острог в Сибири с целью защиты дороги от Сибирского ханства, ногайских орд и вогулов. Чердынская (Вишеро — Лозьвинская) дорога функционировала до 1597 года, пока не была открыта Бабиновская дорога от Соликамска до Верхотурья и тогда Чердынь оказалась в стороне и утратила своё былое значение. А в 1636 году резиденция воеводы была переведена в Соликамск.

По старому Чердынскому тракту

По старому Чердынскому тракту

После похода Ермака в Сибирь перед Москвой ребром встал вопрос о более коротком и надёжном пути для передачи царских указов, почты, казны, товаров и безопасного вывоза в центр ясака. Прямая дорога в Сибирь была необходимым условием для государственного освоения безбрежных сибирских земель. В 1595 году Фёдор Иоанович издал Указ, повелевающий «охочим людям» «проведать прямую дорогу в Сибирь от Соли Камской».

Совершенно случайно таким человеком оказался крестьянин из с.Верх-Усолка (около Соликамска) Артемий Сафонович Бабинов. Охотясь около Чаньвинской пещеры, он наткнулся на вогулов (манси), где они совершали камлание. Вогулы были из-за Урала, значит они знали прямую дорогу. Бабинов рискнул и пошёл за вогулами, оставляя метки для обратного пути. Вернувшись, он доложил воеводе, что берётся провести прямую грунтовую дорогу, которая намного сократит дорогу между Соликамском и Тобольском. По царскому указу Бабинову дали двух чиновников и 40 оброчных крестьян для расчистки пути и наведения мостов. Отряд Бабинова проложил 300 км пути через горы и таёжные дебри. В 1597 г. отряд вышел в верховье р.Туры к вогульскому стойбищу Нером Кар.

Крепость Верхотурье, гравюра

Крепость Верхотурье, гравюра

Через год на этом месте уже была воздвигнута крепость Верхотурье (в 1598г.), с 1560 г. здесь была основана таможня. На 200 лет эта дорога стала официальной государственной дорогой и стала называться Новой Сибирско-Верхотурской дорогой, а в простонародьи — Бабиновской дорогой. По ней текли богатство, власть, идеи. Что-то из этого оседало в местах. Вдоль дороги выросли деревни. Жители занимались обслуживанием дороги, лесоразработками, перевозкой грузов. Так выросла деревня Верхняя Яйва, в которой и основался сам Бабинов. Он получил полномочия собирать местное население нести повинность по содержанию дороги. Бабинова называли «вождём дороги», он был освобождён от всех налогов, получил земли по р.Яйва. это была единственная дорога, по которой осуществлялась связь между Москвой и Сибирью. Она оказалась в 8 раз короче Вишерско-Лозьвинской (Чердынской) дороги. Но надо отметить, что обе эти дороги проходили через Косу.

Первопроходцы. Картина Николая Каразина

Первопроходцы. Картина Николая Каразина

Говоря о проходцах и путешественниках Бабиновской дороги надо сказать, что по ней прошли в Китай царские послы Фёдор Байков, Николай Спафарий, Избрант Идес, Адам Брант. Позже протопоп Аввакум с попадьёй. А потом были тысячи последователей, уходивших в глушь, чтобы сохранить веру. По этой дороге, иногда безвозвратно, проезжали в Сибирь и те, от кого отвернулась судьба в век дворцовых переворотов. Сначала князь А.Д. Меньшиков, за ним его гонители канцлер Остерман, позже герцог Бирон, фельдмаршал Миних. В эту опасную плеяду попал легендарный арап Петра Великого Абрам Петрович Ганнибал, правда в Сибири он не задержался. Проходили знаменитые путешественники-мореплаватели Витус Беринг, Семён Дежнёв, писатель Даниель Дефо, генерал-майор Геннинг, историк, географ, государственный деятель В.Н.Татищев. В Сибирь шёл нескончаемый поток колодников…

Путешествие Аввакума по Сибири. Милорадович Сергей Дмитриевич

Путешествие Аввакума по Сибири. Милорадович Сергей Дмитриевич

Бабиновская дорога открыла путь юной русской науке для изучения необъятных, никому ещё неведомых просторов. Вдохновлённая Петром Великим (годы царствования 1689 — 1725)возглавляемая им Академия наук живо откликнулась. По Бабиновской дороге прошли отряды Первой (1725 — 1730) и Второй (1733 — 1743) Камчатских экспедиций, возглавляемых возглавляемых капитан-командором Витусом Берингом. Академик Иван ЛепёхинА через 30 лет здесь прошли отряды Академической экспедиции Петра Палласа для изучения сибирских богатств. «Отец сибирской истории» Герард Миллер в 1742 году останавливался в д. Чикман для изучения этой дороги в Сибирь. Академик Иван Лепёхин оставил яркое описание этих мест. Кстати, в Селище он записал со слов местного старца сказание о Пере-богатыре.

По Бабиновской дороге в 1739 году прошла Великая Северная экспедиция, возглавляемая молодым адъюнктом Петербургской Академии Георгом Стеллером. Ожидая медленно идущие за ним грузы, он задержался в Соликамске, привёл в порядок и описал Ботанический сад Григория Демидова, систематизировал научный гербарий, завёл книги учёта растений и т. д.

Бабиновская дорога была не из лёгких. За ней нужен был уход. Поддерживали дорогу 33 двора оброчных крестьян. Был случай, когда во Вятке для ямской службы на дороге набрали молодых парней, а чтобы их закрепить в Соликамском уезде 18 незамужних девиц. Сколько из них состоялось семейных пар, история умалчивает.

Четвёртая Сибирская дорога (она называлась Московский главный Сибирский тракт) была проложена в 1730 — 1763 гг. она проходила значительно южнее — через Екатеринбург. С открытием этой дороги пришёл в упадок Бабиновский тракт, хотя им ещё долго пользовались купцы, выезжавшие на ярмарки.

Занимая положение у ворот в Азию Пермь Великая со столицей Чердынь после 1472 года стала не только важнейшим участком Сибирской дороги, но и опорной тыловой базой при освоении громадных просторов восточной территории. Колонизационный поток на восток шёл через Пермяцкий край: Кайгород — Юксеево — Коса — Соликамск — Чердынь. Александр Дмитриев (1854 —1902), российский историк, профессиональный исследователь истории Урала, автор восьмитомного научного труда «Пермская старина», писал о роли Перми Великой в российской имперской экспансии: «Если Балтийское море в позднейшее время послужило для нас «окном в Европу», то Пермяцкий край с тем же основанием можно назвать вратами в Азию для московского периода нашей истории, а г.Чердынь — столицу Перми Великой — верным стражем при этих воротах».

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Свяжитесь с нами: admin@vsenaural.ru

Top