Главная » История » «Мчались танки, ветер подымая, наступала грозная броня»

«Мчались танки, ветер подымая, наступала грозная броня»

Нижнетагильский Уралвагонзавод – головное предприятие научно-производственной корпорации УВЗ. Построенный в 1936 году как главный производитель грузового подвижного состава для железных дорог страны, Уральский вагоностроительный в полной мере оправдал свое название. Однако, это крупнейшее в мире по объемам производства и технологическим площадям предприятие, больше известно как создатель военной техники, прежде всего танков.

УТЗ

УТЗ

УТЗ

В историю Великой Отечественной Нижний Тагил навсегда вошел как крупнейший в мире центр производства самого важного оружия эпохи – танков, знаменитых «тридцатьчетверок».

УТЗ

Установка башни. 1942 год

Уральский танковый завод № 183 (УТЗ) получил своё название после эвакуации в Нижний Тагил оборудования, кадров и заготовок танкового производства с завода № 183 из Харькова на Уральский вагоностроительный завод имени Ф. Э. Дзержинского (Уралвагонзавод). И это решение не было случайным: уже в середине 1940 года правительственная комиссия искала предприятие-дублер для массового производства танков. Первоначальный выбор пал на Сталинградский тракторный завод, где в конце того же года началась сборка боевых машин. Однако Генеральный штаб Красной армии и Наркомат среднего машиностроения, возглавляемый будущим наркомом танковой промышленности Вячеславом Малышевым, полагали СТЗ недостаточно мощным и настояли на утверждении в качестве основного дублера Уральский вагоностроительный завод. «Уралвагонзавод – это завод-красавец. Выстроенные корпуса требуют только некоторого дооборудования и небольших доделок. Этот завод самый верный и надежный резерв вагоностроительной промышленности» — писал представитель Госплана Кравцов в СНК в феврале 1940 года.

УТЗ

Т-34

Т-34 – лучший танк Второй мировой. Это было признано как союзниками, так и главными противниками в той войне – генералами вермахта. «Исключительно высокие боевые качества. Мы ничего подобного не имели», — писал после первых встреч с Т-34 генерал-майор фон Мелентин. «Самый лучший танк в мире», — озвучил свое мнение генерал-фельдмаршал фон Клейст. «Получены тревожные донесения о качестве русских танков. Превосходство материальной части наших танковых сил, имевшее место до сих пор, было потеряно и перешло к противнику», — так отзывался о результатах танковых боев на Восточном фронте создатель танковых войск, генерал-полковник Гейнц Гудериан.

Т-34 вобрал в себя качества машины, полностью отвечающей требованиям боевой обстановки. При оптимальном сочетании огневой мощи, защищенности и подвижности «тридцатьчетверку» отличали максимально возможная простота конструкции, надежность, технологичность и высокая ремонтопригодность в полевых условиях.

Конвейерное производство, его доступность его каждому малоквалифицированному работнику, простота конструкции танка Т-34, позволило выпускать танки в огромном количестве: один-единственный завод в выпуске массовых средних танков превзошел всю промышленность Германии и подвластных ей стран Западной Европы.

УТЗ

Регулировка механизмов танков в цехе сдачи боевых машин Уральского танкового завода №183 в Нижнем Тагиле. 1942 год

УТЗ

Сварка корпусов танков на заводе №183, 1942 год

Главный конструктор Уральского танкового завода Александр Морозов писал: «В отличие от сторонников всяких заумных решений мы исходили из того, что конструкция должна быть проста, не иметь ничего лишнего, случайного и надуманного. Сделать сложную машину, конечно, всегда легче, чем простую, которая далеко не каждому конструктору по плечу… Конструктивная простота танка Т-34 дала возможность в самый тяжелый для Родины момент не только иметь танки, но иметь их много, намного больше, чем имел противник. Дала возможность быстро организовать производство боевых машин на многих заводах страны, прежде не выпускавших подобной техники, силами людей, которые о танках ранее знали только понаслышке».

УТЗ

За время войны УТЗ выпустил 25 266 танков Т-34. Каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошёл с конвейера этого завода. Кроме того, на заводе было выпущено 63 тысячи артиллерийских передков, сотни тысяч авиабомб, снарядов и направляющих для самоходных ракетных зенитных установок («катюш»). Для двух авиационных заводов, эвакуированных из Москвы и Ленинграда, УТЗ поставил около четырех тысяч бронекорпусов самолетов ИЛ-2. Каждый девятый легендарный штурмовик имел бронекорпус УТЗ.

Уральский танковый завод № 183 за заслуги в создании танков в годы Великой Отечественной войны был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1942), Красного Знамени (1943), Отечественной войны I степени (1945). 28 тысяч танкостроителей награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

УТЗ

Т-54В

В 1946 году на конвейер ставится танк Т-54. За основу был взят средний танк Т-44. Оснащенные танками Т-54 многочисленные советские дивизии в 50-х годах являлись стратегическим фактором, компенсирующим временное отставание нашей страны в ядерных вооружениях. В течение десяти лет абсолютное превосходство «пятьдесятчетверок» над своими противниками – танками стран НАТО – не давало холодной войне перерасти в третью мировую.

"Мчались танки, ветер подымая, наступала грозная броня"

Т-55

С 1959 года Уралвагонзавод приступил к серийному выпуску среднего танка Т-55 – первого в мире танка, оснащенного комплексной системой противорадиационной защиты, позволяющей действовать на зараженной после ядерного удара местности. Т-55 удалось стать самым массовым танком второй половины 20 века, поучаствовать в войнах во всех уголках земного шара, и на покой он всё ещё не собирается. Адекватной замены этому простому и неприхотливому танку пока нет.

УТЗ

Т-62 с решетчатыми противокумулятивными экранами

В начале 60-х принят на вооружение танк Т-62: первый в мире серийный танк с гладкоствольным орудием калибра 115 мм и массой среднего танка при высоком уровне бронирования. К созданию Т-62 привели два направления работ советского танкостроения 1950-х годов — по разработке нового вооружения для средних танков и инициативные разработки КБ Уралвагонзавода по созданию перспективного среднего танка для замены Т-54/55.

Первое применение Т-62 в бою состоялось в советско-китайском пограничном конфликте на острове Даманский в марте 1969 года. Танки Т-62 применялись в войне в Афганистане. В ходе эксплуатации в горных условиях Т-62 показал себя надёжной, отработанной машиной с достаточно высокими боевыми качествами и техническими характеристиками — при условии технически грамотной эксплуатации.

В конце 60-х – начале 70-х Уралвагонзавод по заданию Министерства оборонной промышленности, как и два других предприятия – Харьковский завод транспортного машиностроения и КБ Кировского завода в Ленинграде, получил задание на разработку массового танка нового поколения, сочетающего в себе огневую мощь, броневую защиту тяжелых машин и подвижность средних. В результате армия получила три танка Т-72, Т-64А и Т-80. Т-72 удостоился самых лестных характеристик: «В конструкции Т-72 удалось заложить значительный резерв для модернизации и создания на его базе специальных машин. Этот танк был создан для боя. Неоспоримые достоинства Т-72 по достоинству оценили специалисты всего мира – эта боевая машина признана лучшим и самым массовым танком второй половины XX века», — мнение выдающегося конструктора Леонида Карцева. Тагильская «семьдесятдвойка» выиграла испытания и стала впоследствии самым массовым воюющим танком современности. Сегодня различные модификации Т-72 состоят на вооружении армий более чем 40 государств мира.

УТЗ

Т-72

Идеальное сочетание стоимости и эффективности вместе с почти неисчерпаемыми резервами модернизации сделали «семьдесятдвойку» настоящей звездой на полях сражений. За разработку и освоение производства танка Т-72 Уралвагонзавод был награжден орденом Ленина (1970) и орденом Октябрьской Революции (1976), а Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения в 1986 году – орденом Октябрьской Революции.

Кризис и распад Советского Союза крайне тяжело отразились на Уралвагонзаводе, как и на многих других крупных предприятиях страны. В лице государства исчез постоянный потребитель военной техники и изделий подвижного состава, а место на мировом рынке нужно было еще завоевать. Несмотря ни на что, нижнетагильское предприятие не просто сохранило свою целостность, но и сберегло уникальный технологический комплекс и основную часть высококвалифицированного коллектива.

УТЗ

Т-90СМ

После краха Советского Союза вряд ли кто-либо всерьёз ожидал, что Россия сможет всего через пару лет представить миру новый основной боевой танк. Тем не менее, это произошло, и вот уже более двух десятилетий танк Т-90 является звездой.

Т-90 был представлен на государственные полигонные испытания еще в январе 1989 года, но из-за неоднозначной политической ситуации только в октябре 1992-го вышло постановление о принятии его на вооружение и о разрешении продажи экспортного варианта Т-90С.

Есть заявления о Т-90, участвовавших в первой кампании в Чечне, но документальных подтверждений этому нет. А вот его участие в сирийском конфликте — факт. В Сирии применяются танки Т-90 российской армии.

УТЗ

Инженерная машина разграждения ИМР-3М

Помимо работ по совершенствованию Т-90А Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения также продолжало модернизацию старых танков и разработку новых инженерных машин на его базе. Были созданы инженерная машина разграждения ИМР-3М, предназначенная для очистки пути войскам через зоны сильных разрушений, а также через минные заграждения, боевая машина разминирования БМР-ЗМ.

Танк Т-14 Армата

Танк Т-14 Армата

Танк Т-14 на платформе «Армата» − перспективная разработка уральских конструкторов. Впервые танк был представлен на параде Победы 2015 года. С тех пор Т-14 успел избавиться от «детских болезней» и значительно усовершенствоваться. Полностью автономная система целеуказания и ведения огня, стелс-технологии, интеллектуальная защита от снарядов.

УТЗ

Т-14 можно смело назвать квинтэссенцией всей истории отечественного танкостроения – международные эксперты уже признали, что сегодня лучше танка в мире нет. Но он ни в коем случае не является итогом этой истории, ведь танк продолжает развиваться. Уральские конструкторы доводят машину до совершенства, учитывая поступающие от заказчиков комментарии.

В Нижнем Тагиле на полигоне «Старатель» Нижнетагильского института испытания металлов (НТИИМ) регулярно проходят международные выставки вооружений, военной техники, технических средств обороны и защиты, которые неизменно собирают все больше предприятий-участников и привлекают внимание первых лиц государств, отечественных и иностранных специалистов и потенциальных покупателей.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Top