Главная » История » Золотая баба манси

Золотая баба манси

Золотая баба (Сорни-най) — идол, которому поклонялось население Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири в древние времена

Статуя Золотой бабы в Ханты-Мансийском парке

Статуя Золотой бабы в Ханты-Мансийском парке

Уральские легенды утверждают, что Золотая Баба — это Матерь Мира, которая рожает, кормит, защищает и одаривает всеми благами.   Достоверно так и неизвестно, откуда она появилась и где находится в настоящее время. Многие столетия ученые и искатели приключений ищут следы легендарной Золотой Бабы.

Что из себя представляла Золотая баба? Суммируя описания из различных источников, это женская статуя в натуральную величину или «на аршин выше самого здорового мужика», сидящая или стоящая, одетая или обнаженная, с ребенком на руках или двумя в животе. перемещать и прятать золотой предмет таких размеров было проблематично. Имен у нее тоже несколько: Юмала, Золотая Баба (иногда переводится буквально как Золотая Старуха), Золотая Женщина, Медная Женщина, Золотая Владычица, Злата Майя.

В самой сердцевине гор Северного Урала есть таинственное место – хребет Мань-Пупу-Нер (гора Малых Богов). Есть две версии происхождения каменных идолов на плато. Одна рассказывает, что гигантские болваны — это окаменевшие от ужаса перед Ялпынгнером великаны-самоеды, покусившиеся на пастбища манси. А отдельно стоящая гора Койп — превратившийся в камень бубен шамана самоедов.

Гора Койп

Гора Койп

Есть и другая легенда. Гора Койп, если посмотреть на нее с западной стороны, похожа на лежащую женщину с резкими чертами лица. Рассказывают, что жила в тех местах женщина-шаман. Однажды через Каменный пояс пытался перебраться пришлый идол Золотая Баба. Шаманка хотела задержать его,  но идол возмутился, закричал, шаманка упала навзничь и окаменела.

Откуда явилась на Урал Золотая баба? В скандинавских сагах есть упоминания о стране Биармии в долине Северной Двины, народ которой поклонялся золотому идолу. Древние викинги совершали поход за походом в надежде заполучить идола и богатые дары, которые ему приносят волхвы: дорогие меха, драгоценные металлы. Позже к викингам присоединились искатели легкой наживы из Новгородской земли — ушкуйники. Но каждый раз приходилось возвращаться без добычи — местные жители успевали спрятать свое сокровище.

Видимо, спасаясь от грабителей, и от все более распространявшегося на территории северной Руси христианства, Золотая баба уходила все дальше на восток, через Каменный пояс на Таймыр.

В России письменным упоминанием о Золотой бабе является Новгородская летопись, где рассказывается о кончине святителя Стефана Пермского, который сжигал  языческих идолов и кумирни, возводя вместо них христианские часовни и храмы: «Живяше посреди неверных человек, ни бога знающих, ни закона ведающих, молящихся идолам, огню и воде, и камню, и Золотой бабе, и волхвам, и древью», — упоминают древние источники в 1398 году.

Zolotaia baba idolum на карте Герарда Меркатора (Латинизированное имя Герарда Кремера, фламандского картографа и географа)

Zolotaia baba idolum на карте Герарда Меркатора (латинизированное имя Герарда Кремера, фламандского картографа и географа)

Изображение статуи с ребёнком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba) имеется на некоторых западноевропейских картах Русского государства XVI в, расположенное в нижнем течении Оби. В работах учёных XVIII века. (Г. Ф. Миллер, И. И. Лепехин) есть упоминание о том, что Золотая баба — древнее божество коми, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься язычниками коми.

«Золотая Баба, т. е. Золотая Старуха, — это идол, стоящий при устье Оби в области Обдора, на том берегу. По берегам Оби и по соседним рекам расположено повсюду много крепостей, правители которых, как говорят, все подчинены государю московскому. Рассказывают, а выражаясь вернее, баснословят, будто идол Золотой Старухи — это статуя в виде старухи, держащей на коленях сына, и там уже снова виден еще ребенок, про которого говорят, что это ее внук. Более того, будто бы она поставила там некие инструменты, издающие постоянный звук вроде труб. Если это и так, то я полагаю, что это происходит от сильно и постоянно дующего на эти инструменты ветра», — Сигизмунд фон Герберштейн, австрийский дипломат, историк.

Попытку обнаружить Золотую Бабу предприняли в 1483 году московские воеводы князь Феодор Курбский-Черный и Иван Иванович Салтык-Травин во время похода русских ратей против вогульского князя Асыки, которому подчинялись вогулы в районе реки Пелыма, и который совершал набеги на подданных московского князя зырян. Ни идола, ни храмовых сокровищ  московским воеводам найти не удалось.

Золотая бабаВ 1582 г, в период покорения Сибири казачьим атаманом Ермаком, снова отыскался след Золотой бабы. Во время осады Демьянского городка в низовьях Иртыша пленные рассказали казакам, что в городке остяки молятся «богу золотому, литому, в чаше сидит, а поставлен на стол и кругом горит жир и курится сера, аки в ковше» (видимо, статуэток Золотой бабы было как минимум две, так как описываемая Золотая баба небольшого размера). Городок взяли, но желанного трофея в нем — увы! — не оказалось, неведомо каким путем его удалось спасти. Предводитель казаков есаул Богдан Брязга с отрядом бросился по следам исчезнувшего идола. В погоне за Золотой бабой они оказались на Оби, в Белогорье, где находилось ее капище. Не смотря на святость места и наложенные на него жуткие заклятия, казаки обыскали все до последнего закутка, но идол снова исчез. Казаки, кстати, со слов хантов описывали Золотую бабу как «нага с сыном на стуле сидящая».

В начале XVII века купцы Строгановы снарядили свою тайную экспедицию за Золотой бабой, но похоже, что никто из них обратно не вернулся, по крайней мере, об этой экспедиции больше нет никаких сведений.

Через сто лет следы идола вроде бы обнаружились на реке Северная Сосьва, впадающей в Обь.

Поиски «Золотой Бабы» продолжаются до сих пор.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Свяжитесь с нами: admin@vsenaural.ru

Top